СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Роль личности в истории

08 сентября 2019 г.

Священник Владимир Соколов

По грехопадении в человеке возник конфликт между личностью и его природой. Личность может обуздывать падшую природу, а может и отдаться в ее власть. Там, где личность в этой борьбе созревает и получает благодатные силы свыше для победы в таком конфликте, там постепенно происходят изменения в природе человека – она начинает преображаться. Там же, где человек подчиняется своей природе, там происходит его натурализация. Магизм, материализм, прагматизм есть только различные формы натурализма.

 

В истории действует человек – он совершает свой свободный выбор. Но этот выбор совершается под жестким давлением внешних обстоятельств. В одном случае, – под давлением общества, в другом, – природно-космического (натурального) начала. В таких обстоятельствах совершить подлинный выбор трудно, – человек чаще всего уклоняется от царского пути, он порабощается или социальным началом, или природным. В одном случае – это приводит к поглощению личности социумом (своеобразный, скрытый пантеизм), – к социальному или к индивидуалистическому соблазну (эта обратная сторона того же соблазна); в другом, – к растворению личности в природном начале – к натуралистическому соблазну или, наоборот, к покорению природы, поглощению ее в себя – к йогическому соблазну (это другая сторона того же соблазна).

В истории действует и диавол. Зло всегда паразитирует на добре – оно использует силу добра, извращая его образ. Диавол не способен к творению добра, поэтому он всегда использует то, что сотворил Бог. Так же в истории он действует, извращая и используя законы, установленные для исторического процесса Богом. Святые отцы учили о том, что в истории действуют три воли: Божественная, человеческая и диавольская. Бог своим промыслом премудро исправляет историю. Духовные иерархии – инструмент такого исправления истории. Диавол с Богом борется и поле битвы – это сердца людей. Через социальное и природное начало диавол порабощает человека, ограничивает его свободное действие в истории – и так борется против Промыслительного начала. Он использует поляризацию для того, чтобы оттянуть от центра, от бытийной точки Жизни. Но мудрость Божия превосходит змеиную хитрость (от слова – хитить, похищать) диавола, потому что он способен только похищать то, что сотворил Бог. А Бог премудро устроил жизнь таким образом, что и силы поляризации создают созидательное напряжение в центре. Этот образ действия Промысла Божия в мире осложняется волей падшего человека, – через волю падшего человека диавол и действует в истории, но его действие – есть выбор человека. Даже отказ от выбора все равно есть выбор, поэтому личность в истории имеет колоссальное значение – она определяет ход истории.

Сам исторический процесс – есть выбор человека, в результате которого он может стать личностью или отказаться от этого. Только через личностное становление происходит спасение человека, спасается только личность, – не личность Бог не может спасти, потому что спасение должно быть свободным, а свобода осознается человеком только личностно. Но свобода это тяжелый крест, и человек от этого креста убегает. Бегство от свободы – это бегство от ответственности, которая является неотъемлемым свойством личности, без нее она не может сформироваться. Ответственность предполагает творческий процесс по преобразованию себя самого. Его святые отцы называли воипостазированием природы человека, что и есть, по существу, процесс личностного становления человека. Личность это не индивидуальность и не винтик в общественной организации – она сокровенным и неразрывным образом связана с соборностью, хотя имеет и индивидуальные черты. Вне соборности не существует личности, но и соборности не может быть без личностей.

Если человек не ищет свободу, то никто ему не предложит ее и не навяжет, потому что свободу человек должен обрести самостоятельно. Свобода потому и является свободой, что она ничем не обусловлена. Изменение человека – это процесс свободный; не может человек меняться и обоживаться механически или магически. Если человек делает обусловленный выбор, то он подпадает под действие природных стихий и давление общества, но то и другое задерживает формирование личности, формирует ее уродливо и болезненно.

Свобода связана с самостоянием и самосознанием, потому что выбор не может быть свободным и ответственным без осознания того, что мы выбираем и за что берем ответственность. Поэтому путь к Богу – это также процесс формирования своего сознания и мировоззрения. Христианское сознание – это сознание целостное (целомудренное). Нецеломудренный ум склонен к блужданию, к духовному блуду, поэтому так важно сформировать правильное, – православное сознание. С греческого языка слово ὀπθοδοξία, которое мы переводим как Православие, может быть переведено и как правомыслие. Это очень важный оттенок смысла для понимания духа Православия. Весь святоотеческий опыт связан с формированием такого правомыслия – это творческий процесс, совершаемый по образцу. Как в написании иконы пользуются образцом, но ни одна икона, даже копия, не совпадает с ним полностью, так и православное сознание формируется по святоотеческому образцу, но у каждого оно обладает неповторимыми личностными характеристиками. Святоотеческое учение – это образец для созидания сознания, ведь святые отцы делали это по Эталону, который есть Христос. Мы, осмысливая их опыт и следуя ему, также подражаем этому Эталону.

Источник:

 


  Библиотека
© Национальный медиа-союз,
2013-2019 г. г.