СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Феномены "гражданской религии"

15 ноября 2017 г.

Борис Якименко

Нет сомнения в том, что очень многие люди, привыкшие осмыслять и переосмыслять окружающие их реалии, задумывались над тем, в чем секрет успеха американской общественно-бытовой культуры, почему люди столь истово покупают, пьют колу, едят в Макдональдсе и пр. Можно сколько угодно говорить о технологиях продвижения брендов, однако эти технологии, отвечающие на вопрос «как», не объясняют «почему». Почему так сильно и легко всё, указанное выше, вцепляется в сознание? Можно вспомнить, что американская (и западная) культура заточены на конкретного, причем среднего или даже «отстающего» потребителя (так, например, американская система образования ориентирована на отстающего, а не лучшего ученика в классе). То есть задача состоит в том, чтобы понравиться человеку, служить человеку, в то время как наша культура ставит своей целью понравиться Богу, служить вещам высшим – красоте, правде, истине, чистоте сердца, благу души.

 

Но дело не только в этом. Гораздо важнее понимать, что американская общественно-бытовая культура пронизана технологичной религиозностью и религиозными технологиями. То есть технологии продаж и потребления в сфере бытовой культуры работают сразу в двух плоскостях – явной (покупка, продажа и пр.) и скрытой (подача потребляемого в форме религиозного акта и бессознательное восприятие потребляемого, как некоей безусловной ценности, выходящей за рамки обычного восприятия обычной бытовой вещи). И именно сегодня эти технологии переживают всплеск.

Напомним, что корни этого процесса весьма глубоки. Именно американский протестантизм с самого начала своего существования положил религиозные принципы в основу повседневного успеха, процветания, обогащения и преподнес всем остальным этот «тренд» как единственно возможную норму. В то время как католики и православные постоянно разводили понятия «религия» и «коммерческий, политический успех», «процветание», «обогащение», американский протестантизм стал активно эти понятия объединять, постоянно нагружая этот процесс новыми смыслами и содержанием. Именно поэтому американскому протестантизму удалось выстроить «духовную» и идеологическую основу глобализации. 

По замечанию С.Филатова: «Религиозная система ценностей и свойственная американскому обществу роль религии в жизни народа составляет духовную основу глобализации». То есть религия становится на место проповедника ценностей глобализации и создает «богословие процветания и успеха».
Это богословие ложилось на хорошо подготовленную почву. Весь ХХ век (особенно его вторую половину) наблюдается рост количества «верующих без религии», что вылилось в специфический феномен «гражданской религии» (civil religion) или «бедной веры», характеризующейся «моральной верой, истины которой были приняты в качестве гарантии одухотворения социального факта» и весьма своеобразными представлениями об ином мире и способах его взаимодействия с миром человек».

Современный английский социолог религии Грейс Дэйви характеризует это явление как believing without belonging - вера без принадлежности к какой-либо религиозной общине. Американский исследователь Д.Белла считает, что феномен «гражданской религии» возник именно в США. Эта «религия» разработана на идейно-содержательном уровне и институционализирована на уровне конкретной символики и ритуалов, существующих в общественно-политической жизни страны (подробнее см. http://lib.pravmir.ru/library/readbook/305).

Далее:


Материалы с наибольшим количеством просмотров
  Библиотека
© Национальный медиа-союз,
2013-2016 г. г.